ПРОГРАММА государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008-2015 годы.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Проект
Москва
29 мая 2007 г.
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
НА 2008-2015 ГОДЫ
1. Наименование.
Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на
2008-2015 годы (далее – Программа).
2. Соотношение
Программы с приоритетными национальными проектами.
Программа по своему содержанию не дублирует действующие приоритетные
национальные проекты «Здоровье», «Образование» и «Доступное и комфортное жилье
– гражданам России», а дополняет предусмотренные ими меры и реализует
самостоятельное стратегическое направление государственной социальной политики.
3. Сроки и этапы
реализации Программы.
Расчетный период реализации Программы – 2008–2015 гг.
I этап – 2008–2010 гг. (формирование соответствующей организационной и правовой
базы, осуществление предполагаемых мер Программы);
II этап – 2011–2015 гг. (продолжение осуществления предполагаемых мер с учетом
результатов реализации I этапа).
4. Определение
понятия «многодетная семья» в настоящей Программе.
В настоящей Программе под многодетной семьей понимается:
для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом
населения – семья с тремя и более детьми (в том числе усыновленными), включая :
детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет;
детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего
профессионального образования дневной формы обучения любых
организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет;
для субъектов Российской Федерации с положительным естественным приростом
населения – семья с четырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории
лиц).
5. Актуальность
Программы.
Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы
воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со
стороны общества и государства к положению семей с детьми.
Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики,
направленной на поддержку семьи, требует анализа их проблем, с учетом
региональных особенностей.
Многодетная семья должна рассматриваться в общем контексте формирования и
реализации государственной социальной политики, поскольку ее проблемы являются
частью проблем современного российского общества, а положение многодетных семей
– одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия.
Основные характеристики многодетности в Российской Федерации:
• доля многодетных семей в России незначительна и составляет 2,6 % от общего
числа домохозяйств (включая домохозяйства с одним родителем) и 6,6 % от числа
семей с детьми (по данным Всероссийской переписи 2002 г.);
• численность многодетных семей сокращалась в последние десятилетия и
стабилизировалось на минимально низком уровне;
• распространенность многодетных семей в России носит отчетливый региональный
характер. В отличие от большинства регионов России, ряд субъектов Российской
Федерации, входящих в Южный федеральный округ, характеризуется традиционно
высоким уровнем многодетности;
• преобладание многодетных семей с тремя детьми – 75% от общего количества
многодетных семей в Российской Федерации; семьи с пятью и более детьми
составляют 7,7 % от общего количества многодетных семей.
В настоящее время появление ребенка в семье, как правило, существенно снижает
уровень ее жизни, а наличие трех и более детей делает семью в подавляющем числе
случаев бедной. Уровень семейной бедности в России в основном определяется
вкладом многодетных семей в общую картину. Доля семей с 3 и более детей с
уровнем ежемесячного среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума
в общем числе семей, имеющих детей, в четвертом квартале 2005 года (по
материалам выборочных исследований бюджетов домашних хозяйств) составляла
65,2%.
При этом многодетные семьи, особенно неполные семьи с тремя и более детьми,
отличаются максимальными риском и степенью бедности. В силу более высокой
иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они
выделяются по сравнению с другими категориями семей по всем
социально-экономическим показателям уровня жизни.
Подавляющее большинство многодетных семей попадает в категорию бедных, имеют
неполноценное и несбалансированное питание, обременены существенными жилищными
проблемами:
• почти 40 % многодетных семей испытывает значительные проблемы с обеспечением
детей сезонной одеждой и обувью;
• почти половина многодетных семей не могут приобрести назначенные врачом
лекарства в полном объеме;
• треть многодетных семей вынуждены ограничивать себя в продуктах;
• в 25 % многодетных семей дети не могут закончить полную среднюю школу, т.к.
нужно зарабатывать.
Особая проблема многодетных семей – жилье. Уровень благоустройства жилищ
многодетных семей является крайне низким, не приспособленным для проживания
семей с большим количеством детей. Почти половина многодетных семей испытывает
значительные проблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо
аварийное, требующее срочного ремонта). Около 60% многодетных семей проживают в
жилье «без удобств», в котором отсутствуют центральное отопление или
водопровод, канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого
жилья достигает 80%.
Основными причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая
конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти
обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей
принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными
семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи,
оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты.
При этом, ошибочно рассматривать многодетные семьи как иждивенцев общества и
государства. Среди отцов многодетных семейств ниже уровень безработицы,
алкоголизма (в семьях с 1 ребенком расходы на алкоголь составляют 2,1% бюджета,
в семьях с 4 и более – 0,6%), они более, чем мужское населении в целом, склонны
повышать свой уровень образования, брать ипотечные кредиты, более
законопослушны, у них более крепкие семьи.
Таким образом, следует признать государственную поддержку многодетных семей
одним из основных приоритетных направлений государственной семейной политики.
В условиях депопуляции для достижения уровня простого воспроизводства населения
через 10 лет необходимо увеличение доли семей с пятью и более детьми до 10–15 %
в общей семейной структуре российского общества.
Во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы,
направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса в
обществе и улучшение положения в них детей.
При этом в настоящее время в субъектах Российской Федерации существует ряд
общих проблем в сфере законодательного и практического обеспечения прав и
интересов членов многодетных семей:
• отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации специальных правовых
документов, определяющих стратегию и приоритеты региональной политики в
отношении многодетных семей;
• недостатки существующего нормативно-правового регулирования на уровне
субъектов Российской Федерации (отсутствие в ряде субъектов нормативных
правовых актов, объединяющих основания, условия и порядок предоставления
социальной поддержки многодетным семьям; действующие правовые акты не всегда
адекватно отражают реальные потребности многодетных семей);
• недостаточная открытость и прозрачность системы финансирования мер
государственной поддержки многодетных семей на региональном уровне;
• недостаточная информированность многодетных семей о существующих мерах
государственной поддержки;
• недостатки в правовой регламентации и практической организации выявления
многодетных семей, нуждающихся в поддержке, влекущие неполный охват многодетных
семей, нуждающихся в помощи.
Таким образом, в целом по Российской Федерации эффективность социальной
поддержки многодетных семей является недостаточной.
Среди направлений государственной поддержки многодетных семей наименее
разработанным и обеспеченным адекватными мерами реализации, является
информационное обеспечение государственной демографической политики в части
пропаганды семейных ценностей в средствах массовой информации.
Эффективная государственная поддержка многодетных семей позволяет повысить не
только демографический потенциал, но и экономический потенциал Российской
Федерации. Обеспечение поддержки многодетных семей в сельской местности в
перспективе является одним из условий решения проблем социально-экономического
развития аграрных регионов.
Важным направлением государственной демографической политики в Российской
Федерации должно стать наряду с предоставлением материальной поддержки оказание
моральной поддержки многодетным семьям. Поддержка многодетных семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, требует разработки и реализации
комплекса мероприятий по поощрению сознательного и ответственного материнства и
отцовства на основе индивидуализированного подхода, учитывающего все факторы
неблагополучия многодетных семей.
Реализация настоящей Программы, помимо достижения основных ожидаемых
результатов, произведет целый ряд долговременных положительных эффектов на
социально-экономическое развитие страны, морально-психологическую обстановку в
обществе.
6. Цель Программы – стимулирование увеличения числа многодетных семей и, вследствие этого, повышения рождаемости в Российской Федерации, защита прав и законных интересов, обеспечение достойного качества жизни и повышение социального престижа многодетных семей в России.
7. Задачи Программы.
Цель Программы обусловливает следующие ее задачи:
• обеспечение условий для улучшения материального положения многодетных семей,
в том числе адресного увеличения помощи таким семьям с учетом уровня их
доходов, уменьшение бедности многодетных семей;
• улучшение качества жизни и охраны здоровья многодетных семей;
• создание условий социальной комфортности для многодетных семей;
• повышение конкурентоспособности трудоспособных членов многодетных семей на
рынке труда;
• обеспечение работникам, имеющим 3 и более детей, благоприятных условий для
сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
• усиление помощи многодетным семьям в воспитании детей, повышение доступности
образования для детей из многодетных семей;
• повышение социальной привлекательности и престижа многодетной семьи.
8. Основные
показатели Программы.
Основные показатели, свидетельствующие о достижении цели и выполнении задач
настоящей Программы к 2015 году:
• повышение доли многодетных семей в общем числе семей с детьми с 6–7 % до
12–15 %;
• снижение к 2010 году до 25 % доли многодетных семей, имеющих ежемесячный
среднедушевой доход ниже 1 прожиточного минимума, установленного в
соответствующем субъекте Российской Федерации; до 10 % к 2015 году, ниже
половины прожиточного минимума – до 5 % к 2010 году, до 1 % к 2012 году.
• повышение доли лиц с высшим образованием среди членов многодетных семей до
среднероссийского значения;
• снижение уровня безработицы среди многодетных матерей до среднероссийских
значений, многодетных отцов – до 50 % к 2010 году от среднероссийского уровня,
до 20 % к 2015 году;
• снижение уровня безработицы среди многодетного родителя, воспитывающего детей
без супруга (супруги), активно ищущего работу, до 20 % к 2010 году от
среднероссийского уровня, до 5 % к 2015 году.
9.
Социально-экономический эффект от реализации Программы.
Главным итогом реализации настоящей Программы станет значительное улучшение
демографической обстановки .
Рост доли многодетных семей приведет также к следующим положительным изменениям:
• снижение уровня смертности в результате сокращения алкоголизма и наркомании;
• сокращение числа разводов и абортов;
• снижение преступности;
• снижение безработицы;
• рост числа выданных ипотечных кредитов и рост строительной отрасли.
Повышение рождаемости, а также все вышеперечисленные положительные
социально-экономические последствия приведут к росту ВВП и налоговых
поступлений, которые, как показывает опыт развитых стран, осуществляющих
активную семейную политику, в долгосрочной перспективе превысят расходы
федерального, региональных и муниципальных бюджетов на реализацию Программы.
10. Принципы
государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации.
1. Принцип учета региональных особенностей при разработке и реализации органами
государственной власти субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
2. Принцип приоритета мер по созданию условий для самообеспечения многодетной
семьи в системе мер их социальной поддержки.
3. Принцип целеполагания в осуществлении государственных мер по поддержке
многодетных семей, в частности по достижению ими среднестатистических по
Российской Федерации показателей уровня обеспечения доступа к получению
образования, медицинских услуг, иных гарантированных Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами социальных прав.
4. Принцип объединения усилий и координации действий органов государственной
власти, местного самоуправления, общественных объединений в реализации мер
социальной поддержки многодетным семьям.
5. Принцип сочетания заявительного порядка оказания социальной поддержки и
активной деятельности социальных служб по выявлению многодетных семей,
нуждающихся в социальной помощи, по определению их потребностей с целью
эффективного оказания им социальной помощи (поддержки).
6. Принцип адресности мер государственной поддержки и социальной
избирательности (объем государственной социальной помощи зависит от уровня
доходов семьи и количества в ней детей).
11. Направления
реализации Программы.
Программа реализуется по следующим направлениям:
• совершенствование системы учета многодетных семей и правового регулирования
их государственной поддержки;
• государственная помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем;
• содействие в трудоустройстве членов многодетных семей, стимулирование экономической
активности и самозанятости многодетных семей;
• поддержка фермерских (крестьянских) и садово-огороднических хозяйств
многодетных семей;
• повышение доступности образования для детей из многодетных семей;
• формирование и укрепление в общественном сознании нравственных, в том числе
семейных, ценностей, представлений о социальной привлекательности и престиже
многодетных семей;
• совершенствование системы государственных пособий и компенсаций для
многодетных семей;
• обеспечение доступности медицинского обслуживания и лекарственного
обеспечения;
• содействие нормальному питанию детей из многодетных семей;
• обеспечение совместного досуга и отдыха многодетных семей;
• повышение доступности услуг учреждений культуры и спорта для многодетных
семей;
• создание условий социальной комфортности для многодетных семей;
• повышение мобильности многодетных семей;
• привлечение институтов гражданского общества к поддержке многодетных семей;
• моральное поощрение родителей, ответственно и добросовестно воспитывающих
(воспитавших) детей в многодетных семьях.
12. Источники
финансирования.
Выполнение настоящей Программы обеспечивается за счет федерального бюджета
Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов
муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, иных источников
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Организационно-правовое обеспечение реализации Программы.
13.1. Правовое
обеспечение реализации Программы.
Правовые основы настоящей Программы составляют Конституция Российской
Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской
Федерации, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, общепризнанные
принципы и нормы международного права, международные договоры, участником
которых является Российская Федерация.
13.2. Исполнители
Программы.
Исполнители Программы:
• Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития,
Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по
здравоохранению и социальному развитию;
• Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по
надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и
инновациям, Федеральное агентство по образованию, Департамент государственной
молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства
образования и науки Российской Федерации;
• Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное
агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
• Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
• Министерство финансов Российской Федерации;
• Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации,
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия,
• Федеральное агентство по физической культуре и спорту;
другие федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные
фонды, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также
органы местного самоуправления, иные заинтересованные лица, осуществляющие свои
полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Координацию реализации Программы осуществляет Правительство Российской
Федерации.
К реализации настоящей Программы привлекаются также научные учреждения и
организации, общественные объединения, средства массовой информации,
религиозные организации традиционных религий России др.
14. Контроль за
исполнением Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Российской
Федерации.
II. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1. Совершенствование системы учета многодетных семей и правового регулирования их государственной поддержки.
1.1. Установление и обеспечение федерального стандарта минимального объема социальной поддержки многодетным семьям, нуждающимся в социальной помощи и поддержке.
1.2. Разработка и принятие в каждом субъекте Российской Федерации нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, объединяющего правовые нормы, определяющие размеры, условия и порядок предоставления всех форм поддержки многодетных семей на региональном уровне.
1.3. Создание банка данных о многодетных семьях в каждом субъекте Российской Федерации. Совершенствование порядка регистрации многодетных семей.
1.4. Установление единой для всех субъектов Российской Федерации формы документа, подтверждающего статус члена многодетной семьи.
1.5. Разработка единой методики мониторинга качества жизни многодетных семей в субъектах Российской Федерации, учитывающей региональные особенности, и осуществление такого мониторинга.
2. Государственная помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем и оплате коммунальных услуг .
2.1. Государственная помощь многодетным семьям в приобретении, строительстве или получении в социальный найм жилья.
2.1.1. Введение правовых и финансовых механизмов предоставления банками целевых кредитов или уполномоченными организациями целевых субсидий на улучшение жилищных условий семьям при рождении четвертого и каждого последующего ребенка, с прогрессивной шкалой погашения процентов по банковским кредитам или размера подлежащих возврату предоставленных сумм за счет государства в зависимости от числа детей в возрасте до 18 лет.
2.1.2. Нормативно-правовое закрепление правовых и финансовых механизмов, обеспечивающих в случае рождения четвертого или последующего ребенка семьям (молодым семьям – в случае рождения третьего ребенка) с ежемесячным среднедушевым доходом менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, разовое погашение за счет государства части долга по ипотечному кредиту или части долга по договору купли-продажи жилых помещений в рассрочку. Компенсация государством процентной ставки по основному кредиту в размере половины средней по субъекту Российской Федерации ставки по ипотечному кредиту.
2.1.3. Установление для многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы первоначального взноса по ипотечному кредиту или по договору купли-продажи жилых помещений в рассрочку: для семей с 3–4 детьми – 40 %, для семей с 5 и более детьми – 20 % от суммы (процента) первоначального взноса, установленной для других категорий граждан.
2.1.4. Введение правовых и финансовых механизмов предоставления семьям с 4 и более детьми, имеющим ежемесячный среднедушевой доход менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в течение полугода со дня рождения четвертого и каждого последующего ребенка жилых помещений (предоставление жилых помещений большей площади) из государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма, с сохранением права на получение безвозмездной субсидии или займа, выделяемых за счет государственного или муниципального бюджета на строительство или приобретение жилья.
2.2. Реализация мер по стимулированию индивидуального жилищного строительства многодетных семей с ежемесячным среднедушевым доходом менее 4 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации.
2.2.1. Предоставление организованным группам застройщиков – многодетным семьям земельных участков (не менее 0,15 га в пригороде; не менее 0,50 га – в сельской местности) в собственность под индивидуальное жилищное строительство бесплатно либо по льготной (через субвенции) цене (в зависимости от величины среднедушевого дохода семьи, в соответствии с утвержденной сметой расходов в органах социальной защиты населения).
2.2.2. Выделение из местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации финансовой помощи на организацию инженерного обустройства (газ, вода, электроэнергия) застраиваемых согласно п. 2.3.1 участков.
2.2.3. Введение правовых и финансовых механизмов компенсации многодетным семьям части затрат на приобретение или строительство жилья, выделение строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в сельской местности) в случае рождения (усыновления) ребенка. Компенсация от 20 % до 100 % стоимости стройматериалов (в зависимости от среднедушевого дохода семьи в соответствии с утвержденной сметой расходов в органах социальной защиты населения, в пределах норм, установленных в субъекте Российской Федерации) многодетным семьям при осуществлении ими индивидуального жилищного строительства.
2.3. По согласованию с собственниками (нанимателями) жилого помещения, содействие в проведении ремонта жилья (не реже чем 1 раз в 6 лет), занимаемого многодетными семьями с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов.
3. Содействие в трудоустройстве членов многодетных семей, стимулирование экономической активности и самозанятости многодетных семей.
3.1. Увеличение продолжительности засчитываемого в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности времени по уходу родителями за ребенком до достижения младшим ребенком возраста 16 лет – для семей с 3 и более детьми.
3.2. Создание правовых и финансовых условий для стимулирования работодателей к предоставлению работникам – многодетным родителям условий труда, способствующих сочетанию выполнения ими трудовых обязанностей и обязанностей, связанных с воспитанием детей, включая применение надомного труда для женщин, имеющих трех и более детей.
3.2.1. Установление преимущественного права на получение рабочего места родителями из многодетных семей в случае поступления на работу в учреждения бюджетной сферы, на государственную или муниципальную службу, а также в организации, где в собственности государства находится 50 и более процентов (долей) уставного капитала, в случае соответствия работника квалификационным и профессиональным требованиям вакансии и успешного прохождения испытаний (конкурса) при приеме на работу при прочих равных условиях.
3.2.2. Внесение в статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации в перечень вопросов, рекомендуемых к включению в коллективные договоры (соглашения), положения об оказании работодателем конкретных мер социальной поддержки и о предоставлении особых условий труда работникам – многодетным родителям.
3.2.3. Законодательное установление предоставления 5 дополнительных дней к ежегодному оплачиваемому отпуску за каждого третьего и каждого последующего ребенка каждому из многодетных родителей.
3.2.4. Законодательное установление преимущественного права определения многодетными родителями времени и продолжительности своего отпуска при формировании графика отпусков в организации, с учетом возможностей и ограничений трудового (производственного) процесса.
3.2.5. Введение мер налогового стимулирования работодателей к принятию на работу работников – многодетных родителей.
3.3. Организация за счет бюджетных средств профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих 3 и более детей в возрасте не менее 3 лет, и содействие их трудоустройству на рабочие места с неполным рабочим временем, с возможностью дистанционного выполнения работы и надомного труда.
3.4. Разработка и реализация специальных региональных программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных многодетных родителей по специальностям, соответствующим потребностям развития экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации.
3.5. Учет при разработке региональных программ занятости необходимости трудоустройства многодетных родителей и трудоспособных детей из многодетных семей, возможности их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.д.).
3.6. Введение мер налогового стимулирования работодателей при выплате ими единовременных пособий работникам (не совместителям) при рождении ребенка через уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль на 100 тыс. руб. – при рождении третьего и каждого последующего ребенка.
3.7. Законодательное установление для многодетных семей прогрессивной системы налогообложения, учитывающей общесемейный доход и количество детей в семье..